Рекомендуемые психологом развивающие игры раннего возраста

Рекомендуемые психологом развивающие игры раннего возраста

 (от 1 года до 3 лет)

Игра «Я умею делать что-то»

 Пришло время немного размяться: попрыгать, побегать похлопать в ладоши — словом, повеселиться.

Спойте или прочитайте нараспев такой стишок:

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то,

Вот что я могу

(подпрыгните, а малыш — вслед за вами)!

Продолжайте:

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то,

Вот что я могу

(хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое)!

Потом, прочитав этот стишок, вы можете присесть, побегать по комнате — что захотите. Главное, чтобы малыш повторял все ваши движения.

  • Игра развивает координацию движений, умение последовательно выполнять движения.

Послушаем специалистов

Помните, что запрет не может звучать как просьба, содержать оттенок уговора, произноситься б «пустоту» или с улыбкой. С детьми недопустимы речевые формулы вроде: «Я очень прошу тебя не делать того-то и того-то» или «Зайка моя, спички — не игрушка, правда ведь?»

Игра «С мамой за покупками»

 Вы собираетесь в магазин? Возьмите малыша с собой, не отказывайте ему в удовольствии. А прежде чем выйти из дома, вместе составьте список покупок. Пусть малыш подсказывает, что нужно купить. Попросите его: «Ну-ка, посмотри, хлеб еще есть? Нет? Значит, надо купить».

Дома малыш поможет вам достать из пакета покупки, рассмотрите вместе этикетки — это тоже интересно! И приготовьте какое-нибудь блюдо из тех продуктов, которые вы покупали вместе с малышом. Поблагодарите его от всего сердца: он так старался, помогал маме. Пусть он почувствует себя нужным и значимым. Настоящий помощник — опора маме!

  • Игра учит самостоятельности, ответственности, аккуратности.

Послушаем специалистов

Следите за тем, чтобы не провоцировать ребенка на нарушение запрета по собственной забывчивости. Например, вы запрещаете малышу брать что-либо с кухонного стола. Однажды бы говорите так: «Помоги маме, подай со стола пульт от телевизора!»

Малыш рассуждает: «Теперь мне разрешается это делать и самому!»

Игра «Ладошки и пальчики»

Давно же мы не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:

Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!

Где были?

У бабушки.

Спали на подушке (руки положите под щеку),

Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).

И пальчики потренировали, и малыша развеселили!

  • Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики

Послушаем специалистов

Понемногу приучайте малыша, чтобы он помогал вам накрывать на стол и убирать посуду после еды. Пока ему нет четырех лет, он может расставлять небьющуюся посуду. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Но не заставляйте молчать: люди за столом всегда разговаривают!

 Игра «Право выбора»

Сядьте с ребенком на диван и усадите рядом его любимые игрушки: куклу и мишку. Обратитесь к кукле: «Ляля, что ты хочешь съесть: яблоко или банан?» Пусть малыш ответит за куклу. Вы можете вместе обсудить все «за» и «против» каждого варианта.

Потом обратитесь к мишке: «Мишутка, что мы будем делать: поиграем дома или пойдем гулять?» Снова дайте малышу подумать и обсудить эти два варианта. Решение принято? Тогда пусть малыш ответит за мишку. Главное, чтобы малыш остался доволен выбранным решением.

  • Игра учит ответственности и умению принимать решения.

Послушаем специалистов

Чтобы бы могли придерживаться раз заведенных правил и призывать чадо к порядку, запретов не должно быть много, но те, что есть, никогда не должны нарушаться, и вы должны быть в этом последовательны. Ни в коем случае не отменяйте принципиально важные запреты в «награду» за что-то или «под хорошее настроение».

Игра «Оденем куклу»

Купите или сшейте наряды для куклы и объясните ребенку: «Вот это — одежда зимняя, это — летняя, это — спортивная. Трусики и маечки — нижняя одежда, а платье с кружевами — наряд на выход». Пусть малыш повторяет за вами названия одежды — так он быстрее запомнит.

Оденьте вместе куклу: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда — вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал — наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку — пальто, шапку и шарфик.

  • Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас и фантазию.

Послушаем специалистов

Научите ребенка использовать в игре предметы-заместители. Пусть он печет пирожки из песка, барит макароны из травы, жарит картошку, заменяя ее шишками. Главное — освоить действия, а играть можно с чем угодно. Такие игры прекрасно развивают различные житейские навыки, фантазию и воображение.

Игра «Маленький химик»

А сейчас мы проведем настоящий опыт. Налейте в прозрачную пластиковую посуду чистую воду и подкрасьте ее акварельными красками. Что получилось? Красивый раствор яркого, насыщенного цвета.

Возьмите еще три прозрачные пластиковые чашки. Пусть малыш нальет в них раствор: в одну — немного, в другую — побольше, в третью — еще побольше. Теперь добавим в каждую чашку воды и посмотрим, что у нас получилось. В первой чашке вода слегка закрасилась, а в остальных — сильнее и сильнее.

Вместе с малышом сравните получившиеся растворы. Пусть он сам попробует расставить чашки по порядку — от самого светлого оттенка к самому темному.

  • Игра развивает познавательные навыки, готовит к рисованию красками.

Послушаем специалистов

У маленьких детей больше разбита крупная моторика, и они рисуют от плеча, поэтому лист бумаги должен быть достаточно крупным. И приготовьтесь к тому, что радиус «жертв и разрушений» равен примерно 3 м, поэтому лучше всего застелить все вокруг газетами.

Игра «Лёд — тоже Вода?»

Малышу будет интересно смотреть, как оттаивает лед. Но для начала нужно ему показать, что лед получается из воды, Налейте воду в разные формы: стаканчики, тарелочки, формочки для песка и поставьте в морозилку. Можно в одну из чашек положить маленького пупсика, а потом посмотреть, как он будет оттаивать.

Когда вода замерзнет, одну форму со льдом оставьте в холодильнике, другую поставьте в комнате на столе, третью — у батареи. Понаблюдайте вместе с малышом — где лед растает быстрее?

Можно также положить кусочки льда в стаканы с горячей, теплой и холодной водой. Пусть малыш сравнит результаты и попробует объяснить, почему так получилось. Если ему это трудно, подскажите.

  • Игра развивает познавательные способности и наблюдательность.

Послушаем специалистов

Дети очень наблюдательны. Иногда нам кажется, что они просто шалят: разливают воду, кидают вещи на пол, ломают игрушки. А на самом деле малыши таким образом познают мир. Им интересно, почему вода растекается, почему мячик отскакивает от пола, а кукла — нет и что будет, если оторвать мишке лапу.

Игра «Ай, ду-ду!»

Малыш всегда готов поиграть и повеселиться. Спойте ему веселую песенку-потешку. А одновременно изображайте, что играете на дудочке. Вы знаете, как это делать: держите кисти рук на уровне рта, а пальцами совершайте волнообразные движения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная.

Вот как малыш весело подыгрывает и подпевает вам!

  • Игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики.

Послушаем специалистов

Маленькие дети часто что-то требуют. Все, что им нравится, они хотят получить немедленно. И это абсолютно нормально. А как в такой ситуации поступать родителям? Уступать ребенку из каких-то ложных соображений (из чувства вины или из страха, что он будет плакать) не нужно. Малыш быстро усвоит, что вами легко манипулировать. Однако не следует также говорить «нет», просто чтобы показать ребенку, что вы главнее. Он это почувствует и станет еще более требовательным и капризным.

Игра «Веселая зарядка»

Попросите ребенка нагнуться и достать лежащую перед ним игрушку. Ножки при этом должны быть прямыми — придерживайте его за коленки. Так, хорошо, а теперь можно выпрямиться.

Положите малыша на спинку. Ножки его согнуты в коленях. Приложите ладони к его ступням, а он пусть старается отодвинуть ваши руки. Вот какие сильные ножки!

Малыш лежит на спине, а в руках держит палочку. Придерживая его одной рукой за коленки, другой тяните за палочку до тех пор, пока он не сядет. Получилось? Умница!

  • Упражнения развивают силу и тренируют мышцы.

Послушаем специалистов

Дети от полутора до трех лет часто впадают в, казалось бы беспричинную, раздражительность и даже в истерику. Подобные припадки гнева сильно изматывают родителей. Однако краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка. Они снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям.

Игра «Волшебный мешочек»

В волшебный мешочек можно играть вдвоем с малышом, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс, когда соберется веселая компания из нескольких ребят. Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов: расческу, шнурок, карандаш.

Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз!

Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими. Вы можете положить в мешочек предметы, названия которых начинаются на одну букву. Пусть малыш постепенно осваивает алфавит!

  • Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность.

Послушаем специалистов

В этом возрасте дети развиваются столь стремительно, что двухлетний и пятилетний малыши — это жители разных галактик. Если новые друзья по развитию будут сильно опережать вашего ребенка, то он всегда будет лишь на вторых ролях. Если же вокруг окажутся дети младше его, ему будет с ними скучно.

 

Игра «Картинки-парочки»

«Где-то у нас было лото? Надо его достать.

Наверняка там найдутся парные карточки с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т. д, Сейчас мы поиграем по-другому!»

Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые.

Запомнил?

Тогда переверните картинки изображениями вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару.

Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не будут найдены. С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. Постепенно усложняйте задачу: увеличивайте их количество.

  • Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.

Послушаем специалистов

Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел. Малышу очень важно чувствовать себя полезным и ощущать гордость за самостоятельно выполненную работу. Не лишайте его этого удовольствия!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *