«К ЛОГОПЕДУ – В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ!»

«К ЛОГОПЕДУ – В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ!»

       Формирование речи начинается с момента появления малыша на свет. Это важный аспект психического развития, поскольку умение говорить способствует развитию мышления и созданию личности. Не у всех этот процесс протекает одинаково, кто-то опережает в совершенствовании речевых навыков своих сверстников, кто-то отстает.

В последние годы в дошкольной педагогике все большее внимание уделяется раннему выявлению отклонений в речевом развитии детей и раннему началу комплексной коррекционной работы с ними. Это позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, предупредить возникновение вторичных нарушений (например, трудностей овладения чтением и письмом). Чем раньше будут выявлены конкретные проблемы в речевом развитии дошкольника, тем больше будет времени у родителей, логопеда, воспитателей для их преодоления. А это значит, что родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, проконсультироваться со специалистом-логопедом, не обращая внимания на советы окружающих: «Подождите, в пять лет заговорит!».

Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста (от рождения и до трех лет) должны насторожить заботливых родителей?

Для ребенка первого года жизни важно обратить внимание на следующее:

— к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» — эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции);

— гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса;

— переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев);

— к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова «мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.;

— в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов: мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.; НЕ понимает смысла простых просьб: «Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.;

— ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова;

— у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания.

Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии:

— присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»);

— в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета;

— наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования);

— при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет;

— к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой — маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).

Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие:

— отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов;

— ребенок НЕ называет величину предметов (большой — маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);

— нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»);

— стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения;

— нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков: М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х;

— искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты);

— ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов;

— ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».

Особое внимание необходимо уделять малышам, входящим в «группу риска». Это дети, родившиеся с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (неправильный прикус, дефекты твердого и мягкого нёба) и дети, испытавшие неблагоприятные воздействия во внутриутробный период развития, в момент рождения или в первый год жизни. Речевое и психическое развитие таких ребят обычно проходит с затруднениями, а, стало быть, родители этих малышей как можно раньше должны начать сотрудничество с логопедом, чтобы оказать грамотную помощь своим детям.

В ходе обследования детей с нарушением речи логопед оценивает:

— артикуляционные навыки (умение правильно произносить звуки);

— уровень развития фонематического слуха (способность различать разные звуки);

— умение строить фразы грамматически правильно;

— активный словарный запас, речевое разнообразие.

На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся, и он начал говорить фразами, даст рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики, развитию артикуляционной моторики и дыхания, подберет комплекс игровых упражнений для развития познавательных способностей малыша.

 

Шаяхметова О.А., учитель-логопед

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *